ООО Региональный Центр
Экспертизы и Оценки
394002, Воронеж
пер. Ольховатский, д. 40
regeksp@mail.ru
8 (473) 242 8291
8 (800) 101 2704
- звонок по РФ бесплатный

Исследование следов орудий, инструментов, механизмов, транспортных средств (транспортно-трасологическая идентификация)


Следы орудий и инструментов

Следы орудий и инструментов обычно обнаруживают при расследовании уголовных дел, сопряженных со взломом какой-либо преграды на пути преступника (входных дверей и имеющихся в них замков, сейфов и иных хранилищ, пломб, стен, потолка или пола и т.п.). Поэтому данную группу следов именуют следами взлома, а раздел трасологии, изучающий следы раз­личных орудий и инструментов, называется механоскопией.

Ти­пичными следами-отображениями орудий и инструментов яв­ляются объемные следы, обычно подразделяемые, в зависимости от механизма их образования, на:

  1. следы давления, образуемые нажимом, ударом орудия взло­ма по поверхности преграды (оттиски, вмятины, сквозные пробоины). В этих следах отображаются форма и размеры, а также детали контактной поверхности орудия взлома в виде различ­ного рода изъянов, выступов, зазубрин и т. д.;
  2. следы скольжения (трения). Они образуются, когда орудие излома уносит часть поверхности следовоспринимающего объ­екта, оставляя за собой царапину пли полосовидный след (ком­плекс царапин-трасс);
  3. следы разреза. Они образуются от режущей кромки инстру­мента, Особенности кромки (зазубрины, заусенцы, выступы) в следе разреза отображаются с обеих сторон разрезанного объек­та, 

Целью трасологических экспертиз и иссле­дований этих объектов является решение следующих диагно­стических задач:

  1. установление по следам механизма взлома и отдельных об­стоятельств события (механизма взлома, с какой стороны про­изведено разрушение преграды, в каком направлении воздействовало орудие, время взлома, знаком ли преступник с обста­новкой, местом нахождении и характером или устройством преграды, запирающего устройства, возможность инсцениров­ки излома или проникновения, случайного разрушения, коли­чество участников взлома);
  2. определение по следам некоторых признаков лица, совер­шившего взлом (роет, пол, возраст, физическая сила, профес­сиональные навыки, функциональные особенности).

К идентификационным задачам относятся:

  1. установление по следам групповой принадлежности орудий и инструментов;
  2. идентификация по следам оставивших их орудий и инстру­ментов;
  3. установление орудий и инструментов по их частям.

Исследование механизмов (экспертиза замков, пломб, производственных механизмов)

Криминалистическая практика свидетельствует, что наибо­лее типичными способами взлома замков являются:

  1. отпирание замка с помощью подобранных либо поддельных ключей или отмычек; вырывание дужки навесного замка; перепиливание, переку­сывание, разруб дужки навесного замка; разрушение, повреж­дение короба, корпуса замка;
  2. рассверливание замочной скважины;
  3. рассверливание или стачивание заклепок па корпусе замка;
  4. отжим ригеля врезного (прирезного) замка;
  5. отделение, выпиливание врезного (прирезного) замка;
  6. взлом (аналогичными способами) приспособлений, предна­значенных для навески замка, — колец, петель, пробоев, накла­док и т. д

Трасологическая экспертиза запирающих механизмов позво­ляет: диагностировать:

  1. исправен ли механизм представленного замка, а если неиспра­вен, в чем эта неисправность, и пригоден ли он для запирания;
  2. находился ли данный замок в употреблении, в каком со­стоянии (запертом или отпертом) находился замок в момент его повреждения;
  3. каким способом открыт (взломан) замок, явилось ли отпира­ние замка результатом нанесения ему имеющихся повреждений;
  4. можно ли отпереть данный контрольный замок без наруше­нии вложенного под крышку бумажного вкладыша;
  5. орудием, какого типа взломан замок, являются ли следы на за­пирающем устройстве результатом воздействия поддельного ключа или отмычки, можно ли отпереть данный замок при помощи опре­деленного приспособления (отмычки, гвоздя, куска проволоки);
  6. не снимались ли слепки с замка или ключей.

Идентификационные исследования направлены на установ­ление, не был ли отперт замок конкретным ключом или отмыч­кой; не оставлены ли следы на замке конкретным орудием пли инструментом.

Сигнальные устройства — пломбы (закрутки) широко ис­пользуются при охране вагонов, контейнеров, складов, прибо­ров. При этом пломбы изготавливаются из металла (свинец, алюминий, жесть), пластмасс, а также могут быть комбиниро­ванными (пластмассовые с металлической скобой-вкладышем). Пломба навешивается на опломбируемый объект с помощью проволоки, бечевы или ленты, которая продевается через кана­лы пломбы, после чего пломба обжимается пломбиром, плашки которого имеют соответствующие маркировочные обозначения.

Закрутки, применяемые для пломбировки вагонов и контей­неров, изготавливаются из толстой отожженной проволоки, Преступники прибегают к различным способам маскировки на­рушения пломб, наиболее распространенным из которых явля­ется срезание или извлечение бечевы (проволоки). Срезают обычно один конец, который после совершения хищения встав­ляют в проделанное отверстие и зажимают. В результате вскрытия на внешних и внутренних поверхностях пломбы образуются царапины и иные повреждения.

При осмотре пломб необходимо обращать внимание на нарушения их целостности: повреждения оттиска пломбира, царапины, деформация, насечки, вмятины, повреждения бечевы и т. д. Результаты осмотра фиксируют путем описания в протоколе осмотра и фотографирования.

С помощью трасологической экспертизы пломб можно ответить на следующие типичные диагностические вопросы:

  1. вскрывалась ли пломба;
  2. имеет ли пломба какие-либо повреждения;
  3. каким способом повреждена пломба;
  4. каким орудием оставлены следы (повреждения) на представ­ленной пломбе;
  5. не образованы ли имеющиеся следы постороннего, воздейст­вия в результате вскрытия и повторного навешивания пломбы;
  6. каково содержание буквенных, цифровых и других обозна­чений на контактных поверхностях пломбы;
  7. имеет ли повреждения проволока, бечева, лента и подверга­лась ли она разрезу, разрыву, перетиранию, излому.

Вопросы идентификационного характера:

  1. не оставлены ли оттиски на контактных поверхностях пред­ставленной пломбы матрицами плашек данных пломбировоч­ных тисков;
  2. не оставлены ли оттиски на контактных поверхностях не­скольких пломб плашками одних и тех же пломбировочных тисков;
  3. не оставлены ли повреждения на представленной пломбе данным предметом.

Следы производственных механизмов нередко встречаются в практике раскрытия различных видов преступлений. Они могут быть выявлены на самых различных объектах. Объектами же криминалистического исследования являются любой производственный механизм либо его следы.

Следы транспортных средств

К объектам идентификационной транспортно-трасологической экспертизы относятся:

  1. транспортное средство и его детали (кронштейны, фарные ободки и осколки фарного стекла, защитных стекол, болты и гайки, осколки лакокрасочных покрытий и пр.);
  2. одежда потерпевшего (при наезде на пешехода), на которой могут быть обнаружены следы частей транспортного средства (шины, бампера, радиатора), образовавшиеся при контакте, осколки стекла, следы горюче-смазочных материалов и частицы лакокрасочного покрытия;
  3. слепки из гипса или специальных полимерных масс объемных следов транспортных средств;
  4. ориентирующие, обзорные, узловые и детальные фотоснимки, запечатлевшие общую обстановку места происшествия (панорамные), показывающие положение и состояние каждого из объектов на месте происшествия, изображения следов протекторов шин и отдельных повреждений на транспортных средствах;
  5. протоколы осмотра места происшествия, осмотра транспортного средства, его частей, схемы и планы.

Целями транспортно-трасологической экспертизы являются установление транспортного средства, оставившего следы, выявление существенных обстоятельств механизма образования следов или дорожно-транспортного происшествия в целом.

Вопросы диагностического характера, разрешаемые транспортно-трасологической экспертизой, следующие:

  1. Каким видом транспорта, типом, моделью автомобиля (мотоцикла, велосипеда, трактора и пр.), какими его частями оставлены следы?
  2. Какой моделью шины оставлены следы? Каким колесом транспортного средства оставлены следы (правым, левым, передним, задним)?
  3. В каком направлении двигалось транспортное средство, оставившее следы? Какое место являлось местом столкновения транспортных средств? Каково взаимное расположение транспортных средств перед столкновением? Под каким углом столкнулись транспортные средства? Каково взаимное расположение транспортного средства и пешехода в момент наезда?
  4. Имеются ли на данном объекте (теле, одежде потерпевшего, ограждении дороги и пр.) следы транспортного средства? Образовались ли следы в результате столкновения, наезда или переезда? Какова последовательность образования повреждений? Каков механизм образования имеющихся следов?

Вопросы идентификационного характера:

  1. Оставлены ли следы данным транспортным средством?
  2. Не является ли обнаруженный предмет (фрагмент) частью данного транспортного средства (например, обломок кронштейна, гайки, осколок фарного или лобового стекла, частица краски) и не составляли ли они ранее единое целое?
  3. Не образованы ли следы, имеющиеся на транспортном средстве (преграде, одежде потерпевшего), частями данного транспортного средства?

Если для установления механизма дорожно-транспортного происшествия, помимо исследования следов, необходимо определение технического состояния транспортных средств, скорости их движения, тормозного и остановочного пути и пр., назначается комплексная автотехническая и трасологическая экспертиза.

По вопросам проведения экспертизы
+7(473)-242-82-91, 8-(800)-101-2704